Аналитика
КАК РАЗРАБАТЫВАТЬ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Шило Е.Б.,
Зам. директора
НП «Дальневосточные правовые ресурсы»

Федеральный закон №120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» ввёл новый механизм бюджетного планирования. Теперь запланировать расходную статью в местном бюджете можно только в том случае, если имеется муниципальный нормативный правовой акт, принятый представительным органом местного самоуправления, в котором введено и установлено данное расходное обязательство. Введение и установление расходных обязательств предполагает, что по каждому вопросу местного значения должны быть приняты нормативные правовые акты, устанавливающие цели, направления, объёмы, структуру и размеры бюджетных расходов, необходимых для решения каждого вопроса. В частности, если в структуре администрации города есть хотя бы один специалист, который, например, собирает информацию о функционировании того или иного сектора потребительского рынка муниципального образования, связанного с решением вопроса местного значения, то необходимо принятие нормативного правового акта, в котором должна обосновываться необходимость расходов на содержание данного специалиста.

На основе методик и нормативов, которые определены в данных правовых актах, должны рассчитываться соответствующее бюджетное обязательство, то есть конкретная цифра в бюджете. Таким образом, просто на основе желания главы муниципального образования или администрации запланировать бюджетные средства уже нельзя. Это возможно только на основе нормативного правового акта, принятого представительным органом местного самоуправления.

 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗГРАНИЧЕНИЮ ИМУЩЕСТВА МЕЖДУ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

...Положения Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ предусматривают разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Российской Федерацией, субъектом Российской Федерацией, городским, сельским поселениями, городским округом.

Вместе с тем, практическая реализация данного Федерального закона в Российской Федерации предполагает решение ряда проблем регулирования имущественных отношений. Анализ опыта реализации федерального законодательства в этой сфере накопленный, к настоящему времени позволяет сделать некоторые выводы...

 
ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» значительно изменились принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, полномочия органов МСУ, принципы формирования доходов местных бюджетов, а также предоставления финансовой помощи местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

На современном этапе в Российской Федерации повышается роль органов местного самоуправления в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории.

Для выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций они наделены соответствующими правами, имущественной базой, материальными и финансовыми ресурсами.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

 
Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем. Аналитический отчет Всероссийского Совета местного самоуправления.

Комплексное всероссийское исследование «Условия повышения социальной активности граждан в решении местных проблем» было организовано и проведено Всероссийским Советом местного самоуправления (ВСМС) в феврале-мае 2008 г. на средства гранта Общественной палаты РФ.

Основной задачей социального  и демократического государства является создание наиболее благоприятных условий для повышения качества жизни и реализации прав и свобод его граждан. При этом вопрос рационального государственного устройства сводится к созданию такой системы власти и управления, при которой эти задачи решались бы наиболее эффективно. Реализация многих задач повышения качества жизни населения, социально-экономического развития территории осуществляется, в первую очередь, в конкретных муниципальных образованиях.

Повышение социальной активности граждан в решении местных проблем, принятие жителями ответственности за жизнь в своем городе или поселке является важнейшей задачей, напрямую связанной с темпами и качеством развития страны, каждого региона, каждой территории России в контексте стратегии развития - 2020. Одним из инструментов развития социальной активности должно являться местное самоуправление, которое, по сути,  представляет собой не только первый уровень власти, но и важнейший элемент гражданского общества, реальную школу гражданской активности, механизм вовлечения граждан в решение вопросов жизнеобеспечения на уровне конкретных муниципальных образований. Поэтому институт местного самоуправления может и должен рассматриваться как главное звено механизма взаимодействия гражданина, общества и государства, необходимое условие реализации новой парадигмы развития человечества в целом, в центре которой стоит человек со своими интересами и потребностями. С развитием местного самоуправления однозначно связывается эффективное решение всех социальных, экономических, экологических и других проблем конкретной местности.

Безусловно, что качество жизни и комфортности проживания населения в конкретном муниципальном образовании зависит от полноты и качества услуг, которые оказываются властью всех уровней и другими организациями в различных сферах жизнедеятельности муниципальных образований, городов, поселков. Но оно во многом зависит и от степени активности самих жителей в выработке и принятии решений по обеспечению комфортности и качества жизни, от степени их участия в этих процессах в своем поселении. Именно изучению этих условий, которые должна обеспечивать людям власть, и обеспечению активного участия населения в местном самоуправлении в интересах повышения качества жизни, и было посвящено данное комплексное исследование ВСМС.

 
Российское местное самоуправление: итоги муниципальной реформы 2003-2008 гг. Аналитический доклад Института современного развития

Источник: сайт Института современного развития

...Институт современного развития определил проблематику местного самоуправления в качестве предмета масштабного исследования, проведенного в 2008 г.

Информационной базой для анализа стали не только действующие (и ранее действовавшие) нормативные правовые акты и иные источники права России и зарубежных государств, публикации ученых и практиков, но и материалы качественного социологического исследования, проведенного в 16 субъектах Федерации. Выборка регионов определялась таким образом, чтобы обеспечить максимальную репрезентативность и учет особенностей территорий, отличающихся по географическим и социально-экономическим характеристикам, менталитету населения, политическому режиму, уровню урбанизации, стадии муниципальной реформы.  Результаты проведенных экспертных и фокус-групп достаточно полно, как нам представляется, фиксируют наработанную муниципальную практику, отношение к ней населения, представителей органов государственной власти и местного самоуправления.

Параллельно был проведен отдельный анализ экономических, политических и правовых аспектов функционирования местного самоуправления. При этом Институт современного развития (далее – ИНСОР) опирался на мнения ведущих российских экспертов по муниципальной проблематике, с которыми были проведены экспертные интервью.

В настоящем докладе мы постарались изложить взвешенную оценку нынешнего состояния местного самоуправления в России:

  • разобраться в том, какая модель местного самоуправления сформировалась в стране по итогам муниципальное реформы, какие исторические и ментальные причины обусловили ее становление именно в этом виде;
  • определить те тенденции, которые повлияли на ход реализации реформы, и которые должны быть учтены при дальнейших преобразованиях муниципальной системы;
  • выявить основные «проблемные узлы» сегодняшней российского муниципальной практики и предложить меры по совершенствованию местного самоуправления.

Надеемся, что пакет системных решений, предложенных в настоящем докладе, будет учтен при формировании муниципальной политики Российского государства и обеспечит дальнейшее развитие местного самоуправления в среднесрочной и долгосрочной перспективе...

 
Методические материалы для органов местного самоуправления по порядку проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов (проектов нормативных правовых актов)

В конце июля 2009 года вступил в силу Федеральный закон «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных актов» от 17.07.2009 № 172-ФЗ.
Указанный Федеральный закон возложил на органы местного самоуправления дополнительное бремя принять самостоятельные муниципальные нормативные правовые акты, определяющие порядок проведения антикоррупционной экспертизы собственных нормативных правовых актов, а также разрабатываемых ими проектов нормативных правовых актов (п. 3 ч. 1 ст. 3 Федерального закона об антикоррупционной экспертизе).
В целях оказания органам местного самоуправления методической помощи по принятию соответствующих муниципальных нормативных правовых актов разработаны настоящие Методические материалы.

 
Библиотека лучших практик в области взаимодействия гражданского общества и власти на региональном и местном уровне

Акрамовская А.Г., Алясова Ю.В., Антоникова Н.А., Бородина Т.А.,
Веприкова Е.Б., Гончаров Н.А., Егорова Н.И., Исаева Е.А., Исаева Н.В.,
Княжева И.М, Козлова Е.В., Прихожан И.А., Савва М.В., Сергеева С.Ю.,
Соколов А.В., Ханцевич Д.М., Шаповалова М.Л.

В книге представлены и анализируются лучшие практики в области взаимодействия гражданского общества и власти на региональном и местном уровне. В нее после много6 ступенчатого отбора, включающего в себя как профессиональную, так и общественную экспертизу, включены одиннадцать принятых и четыре спроектированных (модельных) нормативных правовых акта регионального и муниципального уровня, а также двенадцать дополнительных документов, рекомендуемых для анализа и использования. Издание предназначено для представителей органов власти и гражданского общества, занимающихся разработкой и внедрением механизмов межсекторного взаимодействия, а также преподавателей дисциплин и специальных курсов, аспирантов, студентов и исследователей проблематики в этой сфере.

 
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ КАДРОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Г.М. Шамарова

Статья посвящена методологии оценки профессиональной компетентности кадров органов местного самоуправления. Автор отмечает, что муниципальных служащих с развитыми профессиональными способностями отличает развитость интуиции, наблюдательность, стремление понять суть дела, увидеть необычное в обычном, способность к сопоставлению и установлению причинно-следственных связей, коммуникабельность, целеустремленность. Именно эти профессиональные особенности личности муниципального служащего в большей степени способствуют успешности его профессиональной служебной деятельности на муниципальной службе. Предлагаемая автором методика расчета эффективности деятельности кадров администрации муниципального образования позволяет дать количественную оценку эффективности деятельности администрации муниципального образования и выделить оценку эффективности деятельности исполнительных органов местного самоуправления в совокупной оценке деятельности всех субъектов управления муниципальным образованием.

Источник: Журнал "Экономический анализ: теория и практика", 2009, N 24

 
« НачалоПредыдущая123СледующаяПоследняя »

Страница 2 из 3