Наука о МСУ
Взаимодействие структур гражданского общества и органов власти в реализации Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг»

Вступивший в силу 30 июля 2010 года Федеральный закон №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» существенно изменяет как систему работы по подготовке и исполнению таких регламентов, так и взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления с гражданским обществом.

Читать полностью
 
Подготовка рекомендаций по реализации требований новой редакции Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к формированию территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправл

Отчет Российского научного центра государственного и муниципального управления по теме: «Подготовка рекомендаций по реализации требований новой редакции Федерального  закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к формированию территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления» содержит рекомендации по формированию территорий муниципальных образований и структур органов местного самоуправления. Цель отчета состоит в обеспечении приближения органов местного самоуправления к населению и соответствия ресурсов исполняемым ими полномочиям; оптимизации структур органов местного самоуправления в соответствии с требованиями Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ  «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

 
РАЗВИТИЕ ФОРМ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ДЕМОКРАТИИ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Антонова Н.А.,
доцент кафедры конституционного права
Тверского государственного университета,
кандидат юридических наук.

Местное самоуправление как деятельность населения муниципального образования по осуществлению власти на определенной территории имеет свои формы реализации. Так же как государственная власть, муниципальная власть может осуществляться в формах непосредственной либо представительной демократии. И те и другие формы представляют собой формы организационной деятельности местного самоуправления.

Анализ литературных и нормативных источников позволяет сделать вывод о том, что при классификации всей деятельности местного самоуправления на правовую и организационную под организационной деятельностью следует понимать комплекс действий, направленных на выполнение задач и функций местного самоуправления, но при этом не означающих установление (изменение, изменение сферы действия, отмены) правовых норм или их применения.

Читать полностью
 
Технология общественного участия в бюджетном процессе

Общественное участие в бюджетном процессе - это непрерывный процесс взаимодействия гражданского общества и органов власти, в основе которого лежат переговоры по поводу реализации законных прав, а также интересов граждан и социальных групп в бюджете.

Технология общественного участия в бюджетном процессе - это совокупность последовательно осуществляемых действий и процедур, в результате которых реализуются запланированные усилия по вовлечению граждан в процесс принятия бюджетного решения. Эффективным общественное участие можно считать тогда, когда озвученные в его ходе общественностью проблемы входят в повестку работы лиц, принимающих решения по бюджету, а артикулированные потребности определенных социальных групп учитываются при принятии бюджетных решений. Чем правильнее выбран уровень и форма общественного участия и организовано взаимодействие, тем больший эффект можно получить от общественного участия в бюджетном процессе.

Общественное участие в бюджетном процессе может проходить в различных формах:

  1. Организация отдельных общественных слушаний по проблемам.
  2. Создание системы регулярных общественных обсуждений проблем, в т.ч. в форме общественных палат (советов).
  3. Участие в открытых депутатских (исполнительной власти) слушаниях.
  4. Делегирование представителей в принимающие решения (или проводящие конкурсы, или консультативные) комиссии и советы органов власти (экспертные, "общественные" и т.п., в "рабочие группы", в "общественные помощники", в "советники") и их участие в рассмотрении и решении проблем.
  5. Независимый анализ по отдельной проблеме (в т.ч. в форме "общественной экспертизы"), предложенный властям и опубликованный.
  6. Отдельные публикации в СМИ по проблемам (в т.ч. "интерактивные дебаты").
  7. Кампания в СМИ по проблемам (в т.ч. ведение постоянной рубрики).
  8. Предложение властям проектов нормативно-правовых актов, программ и т.п.
  9. Письма депутатам и представителям исполнительной власти с обращениями.
  10. Сбор подписей под обращениями к депутатам и представителям исполнительной власти по проблемам.
  11. Инициирование и использование результатов социологических исследований, выявляющих общественное мнение и интересы избирателей, для влияния на решение проблем властью.
  12. Использование общественных приемных, "горячих телефонов".
  13. Использование законных прав на выражение мнений, проведение пикетов, митингов, шествий, демонстраций, инициирование и проведение собраний, сходов граждан, издание и распространение информационных материалов, брошюр, газет, листовок, плакатов, социальной рекламы и т.п.
  14. Обращение в контрольные и правоохранительные органы.
  15. Инициирование и участие в судебных процессах (в т.ч. в качестве общественных представителей).
  16. Участие НКО в реализации финансируемого из бюджета заказа (социального заказа, социального гранта).
  17. Использование кампаний по выборам и референдумам для косвенного влияния на решение проблем и характер отношений с властью.
  18. Вовлечение представителей властей в деятельность общественных организаций, в т.ч. собрания, конференции, семинары, наблюдательные советы и т.п. (в соответствии с законами и т.п. нормами, а также с уставами этих организаций).
  19. Содействие повышению квалификации депутатов и представителей исполнительной власти.
  20. Разовые коалиционные действия (контакты, обмен информацией, взаимное содействие повышению квалификации и координация действий) различных групп общественности и формирование устойчивых коалиций при воздействии на власть по отдельной проблеме.

Читать полностью
 
О ПРОБЛЕМАХ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ БЮДЖЕТНОГО ПРОЦЕССА В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Н.П.Поличка,
Директор Дальневосточного научного
центра местного самоуправления

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет (местный бюджет). Формирование, утверждение, исполнение местного бюджета и контроль за его исполнением осуществляются органами местного самоуправления самостоятельно с соблюдением требований, установленных федеральными законами и законами субъекта федерации, а также на основе принимаемых органами местного самоуправления нормативных правовых актов.

Базовыми муниципальным нормативным правовым актом, составляющим правовую основу бюджетного процесса, является Положение о бюджетном процессе в муниципальном образовании. В отличие от Устава муниципального образования, содержание которого регулируется ст. 44 ФЗ №131, федеральный законодатель не установил никаких ориентиров для разработки положения о бюджетном процессе. Поэтому муниципалитеты вправе сами решать, какие процедуры они будут регламентировать и каково будет содержание данного положения. В результате, правовые основы бюджетного процесса в разных муниципальных образованиях страны существенно отличаются друг от друга.

 
КАК РАЗРАБАТЫВАТЬ НОРМАТИВНЫЙ ПРАВОВОЙ АКТ ПО УСТАНОВЛЕНИЮ РАСХОДНЫХ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ В МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЯХ

Шило Е.Б.,
Зам. директора
НП «Дальневосточные правовые ресурсы»

Федеральный закон №120-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Бюджетный кодекс РФ в части регулирования межбюджетных отношений» ввёл новый механизм бюджетного планирования. Теперь запланировать расходную статью в местном бюджете можно только в том случае, если имеется муниципальный нормативный правовой акт, принятый представительным органом местного самоуправления, в котором введено и установлено данное расходное обязательство. Введение и установление расходных обязательств предполагает, что по каждому вопросу местного значения должны быть приняты нормативные правовые акты, устанавливающие цели, направления, объёмы, структуру и размеры бюджетных расходов, необходимых для решения каждого вопроса. В частности, если в структуре администрации города есть хотя бы один специалист, который, например, собирает информацию о функционировании того или иного сектора потребительского рынка муниципального образования, связанного с решением вопроса местного значения, то необходимо принятие нормативного правового акта, в котором должна обосновываться необходимость расходов на содержание данного специалиста.

На основе методик и нормативов, которые определены в данных правовых актах, должны рассчитываться соответствующее бюджетное обязательство, то есть конкретная цифра в бюджете. Таким образом, просто на основе желания главы муниципального образования или администрации запланировать бюджетные средства уже нельзя. Это возможно только на основе нормативного правового акта, принятого представительным органом местного самоуправления.

 
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗГРАНИЧЕНИЮ ИМУЩЕСТВА МЕЖДУ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ОБРАЗОВАНИЯМИ

...Положения Федерального закона от 6.10.2003 № 131-ФЗ предусматривают разграничение имущества, находящегося в муниципальной собственности, между Российской Федерацией, субъектом Российской Федерацией, городским, сельским поселениями, городским округом.

Вместе с тем, практическая реализация данного Федерального закона в Российской Федерации предполагает решение ряда проблем регулирования имущественных отношений. Анализ опыта реализации федерального законодательства в этой сфере накопленный, к настоящему времени позволяет сделать некоторые выводы...

 
ФОРМИРОВАНИЕ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ

С принятием Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» значительно изменились принципы организации местного самоуправления в Российской Федерации, полномочия органов МСУ, принципы формирования доходов местных бюджетов, а также предоставления финансовой помощи местным бюджетам из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ.

На современном этапе в Российской Федерации повышается роль органов местного самоуправления в хозяйственном и культурном строительстве. Они получили большие права в области руководства хозяйственным и социально-культурным строительством на подведомственной территории.

Для выполнения возложенных на органы местного самоуправления функций они наделены соответствующими правами, имущественной базой, материальными и финансовыми ресурсами.

Экономическую основу местного самоуправления составляют находящееся в муниципальной собственности имущество, средства местных бюджетов, а также имущественные права муниципальных образований.

 
« НачалоПредыдущая12СледующаяПоследняя »

Страница 1 из 2