Регламенты предоставления муниципальных услуг в Ингушетии: проблемы и перспективы

(г. Назрань, Республика Ингушетия, 20 - 22.03.2012 г.)

Ведущие семинара20 – 22 марта в Назрани состоялся семинар-тренинг на тему «Регламенты предоставления муниципальных услуг. Участие общественности в разработке регламентов». Мероприятие было организовано Ингушским республиканским отделением Общероссийской общественной организации «Российский Красный Крест» в рамках проекта «Общественное участие – ресурс стабильности и развития местного самоуправления Республики Ингушетия». Этот проект является естественным продолжением проекта республиканского отделения Красного Креста 2009 – 2010 годов, который также был направлен на поддержку становления местного самоуправления в Ингушетии.

 

Семинар-тренинг провели эксперты Южного регионального ресурсного центра – кандидат социологических наук, менеджер по мобилизации местных сообществ И.Б.Мардарь и доктор политических наук, директор грантовых программ ЮРРЦ, профессор Кубанского государственного университета М.В.Савва. В мероприятии приняли участие более тридцати человек. Среди них – сотрудники районных администраций, депутаты и юристы представительных органов местного самоуправления (как районов, так и поселений), лидеры некоммерческих организаций.

 

Низкое качество муниципальных услуг является одним из самых важных причин роста социально-политической напряженности, в том числе и в Ингушетии. Именно на муниципальном уровне человек получает наиболее значимые услуги: получение места в детском садике, зачисление в школу, организация снабжения водой, газом, электричеством, вывоз мусора, постановка на учет нуждающихся в получении жилого помещения и много других. Очень часто, приходя к чиновнику за услугой, гражданин сталкивается с огромными очередями, грубостью, коррупцией, отказом в предоставлении услуги. Обратиться куда-то еще невозможно – муниципальные услуги оказываются органами местного самоуправления монопольно. А монополизм, как известно, всегда рождает пренебрежительное отношение к интересам клиента…

Для решения этой проблемы почти два года назад был принят Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг». Обязательным стало принятие по каждой услуге регламента, то есть стандарта качества и четкой процедуры предоставления этой услуги. Таким образом, конкретный исполнитель услуги уже не может сам для себя устанавливать правила, он должен руководствоваться нормами регламента. Так по закону. А как на самом деле, участники семинара-тренинга выяснили в ходе коллективной дискуссии «Проблемы разработки и применения административных регламентов предоставления муниципальных услуг в Республике Ингушетия». Были названы следующие проблемы:

  1. В администрациях не исполняется график работы и оказания услуг.
  2. Стихийные, никем не регулируемые очереди.
  3. Даже если регламенты приняты, они не действуют.
  4. Люди не знают об административных регламентах.
  5. Граждане не обжалуют нарушения административных регламентов.
  6. Сами государственные и муниципальные служащие не знают об административных регламентах.
  7. Административные регламенты принимаются формально, их никто не собирается выполнять.
  8. Население не привыкло пользоваться нормативными документами, не разбирается в них.
  9. Административные регламенты отсутствуют на информационных стендах в помещениях, где предоставляются услуги, и на официальных сайтах администраций.
  10. Затягиваются сроки предоставления услуг.
  11. Чиновники требуют дополнительные справки, которых нет в регламентах.

Кроме того, в муниципалитетах Ингушетии не приняты полные пакеты необходимых регламентов. Так, на основе исследования официальных сайтов городских округов и сельских районов были получены следующие данные:

l    Магас – утверждено 13 регламентов предоставления услуг;

l    Карабулак – утвержденных регламентов на сайте нет;

l    Назрань – 19;

l    Малгобек – 21;

l    Джейрахский район – 7;

l    Малгобекский район – официальный сайт не найден;

l    Назрановский район – утверждено 25, доступно на официальном сайте 16;

l    Сунженский район – 12.

Еще хуже ситуация в поселениях, администрации которых, как правило, еще и не приступали к работе по разработке регламентов. В то же время, в каждом муниципалитете должно быть разработано и принято не менее полусотни административных регламентов предоставления услуг.

Эти проблемы необходимо решать срочно, потому что Федеральный закон «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» установил четкий срок, к которому полный пакет этих документов должен быть готов. И этот срок наступает в июле 2012 г.…

Участники семинара-тренинга рассмотрели следующие темы: «Нормативная основа разработки регламентов предоставления муниципальных услуг», «Регламенты предоставления муниципальных услуг как инструмент взаимодействия органов местного самоуправления и гражданского общества», «Информационные кампании», «Структура и содержание разделов административного регламента оказания услуги», «Экспертиза регламентов предоставления муниципальных услуг».

В ходе презентаций И.Б.Мардарь продемонстрировала авторские мультфильмы, подготовленные специально для информирования людей о нормах российского законодательства о местном самоуправлении. Но для начала профессиональной работы над регламентами одних только теоретических знаний недостаточно, поэтому в ходе семинара-тренинга была организована практическая работа в группах.

Разделивших на четыре группы, участники семинара разработали планы информационных кампаний по донесению до населения информации о «новом формате» муниципальных услуг. Ведь для того, чтобы люди узнали о принятом регламенте и начали требовать его выполнения, нужно сначала рассказать о нем. Само понятие регламента предоставления услуги является новым и непривычным для многих категорий жителей Ингушетии, особенно для пожилых людей… Уже в другом составе, но по-прежнему в четырех группах депутаты, чиновники и представители некоммерческих организаций, вооруженные новыми знаниями, провели экспертизу регламентов, принятых в Назрани, Карабулаке, Малгобеке, Назрановском районе. Во всех регламентах были выявлены грубые ошибки двух видов: несоответствие требованиям Федерального закона «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» и ущемление законных интересов граждан. Работа в группах была высоко оценена участниками, поскольку давала возможность через практику лучше освоить материал и одновременно – получить положительные эмоции. Из отзыва участника: «Работа в группах очень понравилась! По моему мнению, по итогам проведенной работы в группах материал усвоился более легко и весело».

Семинар-тренинг завершился разработкой планов действий по принятию недостающих регламентов муниципальных услуг и совершенствованию уже утвержденных регламентов. Такие планы были составлены в ходе коллективной дискуссии для трех категорий участников: сотрудников муниципальных администраций, депутатов и лидеров некоммерческих организаций. Важным элементом планов было информирование глав поселений о том, что сельские администрации обязаны разработать и принять реестры услуг и затем – регламенты предоставления каждой услуги.

Дополнительным эффектом семинара-тренинга были завязавшиеся профессиональные отношения между юристами различных районных администраций. Один из участников написал в оценочной анкете: «Мне очень понравилось, улучшилось межмуниципальное сотрудничество, появились новые знакомства».

Общим выводом всех участников семинара стало следующее: без качественных регламентов предоставления услуг и эффективного контроля за их исполнением снизить уровень социальной напряженности в обществе не удастся. А для достижения этой цели нужна постоянная профессиональная подготовка, как представителей органов местного самоуправления, так и лидеров гражданского общества. Проект Ингушского республиканского отделения Общероссийской общественной организации «Российский Красный крест»  «Общественное участие – ресурс стабильности и развития местного самоуправления Республики Ингушетия» является важным элементом такой подготовки, но только его недостаточно. Федеральное законодательство очень быстро изменяется, создавая условия для улучшения взаимодействия власти с гражданским обществом. Однако в субъектах Российской Федерации и муниципалитетах этот импульс быстро затухает. Местные чиновники не успевают осваивать эти новые инструменты улучшения качества жизни россиян. Поэтому нужны программы повышения квалификации, принятые и исполняемые не «для галочки». Экспертные некоммерческие организации Юга России готовы включиться в работу по формированию нового качества местного самоуправления в регионе.

М.В.Савва, директор грантовых программ ЮРРЦ,
доктор политических наук