Обучающий курс «Подготовка и реализация нормативных документов, определяющих порядок решения вопросов местного значения»

(г. Назрань, Республика Ингушетия, 27- 29.04.2010г.)

Обучающий курс был организован Ингушским республиканским отделением Общероссийской общественной организации «Российский Красный крест» при экспертной поддержке КРОО «Южный региональный ресурсный центр».Депутаты органов МСУ на  обучающем мероприятии

Главная проблема, которая решалась при помощи данного обучающего курса, состоит в недостаточном уровне подготовки представителей вновь избранной муниципальной власти к разработке и внедрению нормативных документов, определяющих порядок решения вопросов местного значения. Темы курса была сформулирована на основе предложений участников предыдущего обучающего мероприятия в рамках программы (февраль 2010г.).

Разработка нормативных документов по решению вопросов местного значения – одна из самых интеллектуально емких задач становления всей системы местного самоуправления в Республике Ингушетия. Практика других территорий России показывает, что самых эффективные нормативные документы были разработаны представителями муниципальных органов власти не самостоятельно, а в сотрудничестве с внешними экспертами.

Обучение в ходе обучающего курса прошли депутаты избранных в октябре 2009г. представительных органов местного самоуправления, некоммерческих организаций республики, сотрудники исполнительных органов местного самоуправления, аппаратов представительных органов, всего 26 человек. Примерно половина участников обучающего курса принимала участие в предыдущих мероприятиях программы (обучающие курсы в декабре 2009 г. и феврале 2010г.).

 

Д.п.н. Савва М.В.Перед началом занятий 27.04.2010г. ведущий обучающего курса, доктор политических наук, директор грантовых программ КРОО «Южный региональный ресурсный центр» М.В.Савва кратко представил участникам в форме электронной презентации результаты проведенного в рамках программы в феврале – марте 2010г. массового социологического исследования «Местное самоуправление в Республике Ингушетия глазами населения».

 

Для проведения обучающего курса был использован комбинированный метод: передача новой информации посредством электронных презентаций и работа в группах. Посредством электронных презентаций в интерактивном режиме были рассмотрены следующие вопросы:

1. «Решение вопросов местного значения в контексте управления по результатам»;

2. «Необходимость нормативных актов о порядке решения вопросов местного значения»;

3. «Общий алгоритм решения вопросов местного значения»;

4. «Муниципальные нормативные акты: классификация и особенности».

В ходе работы в группах формировались следующие навыки:

1. «Разработка логических цепочек: содержание вопросов местного значения – результат – показатели»;

2. «Разработка планов подготовки нормативных документов»;

3. «Анализ действующих нормативных документов, определяющих порядок решения вопросов местного значения».

Завершающим элементом обучающего курса стал круглый стол на тему «Повышение уровня информированности структур гражданского общества о новых возможностях влияния на социальное развитие». В «круглом столе» приняли участие представители органов местного самоуправления, некоммерческих организаций Ингушетии, а также ответственные сотрудники двух крупнейших поставщиков интернет-услуг – ЗАО «ИТТ» и ООО «Телеком».

Работа в группахВ ходе встречи М.В. Саввой были представлены результаты массового социологического исследования «Местное самоуправление в республике Ингушетия глазами населения», а также материалы проведенного ЮРРЦ исследования информационных ресурсов общего пользования (сайтов) органов государственной власти и местного самоуправления.

Участниками мероприятия были обсуждены вопросы улучшения взаимодействия органов местного самоуправления и провайдеров в повышении эффективности информирования населения о деятельности органов власти. Акцент был сделан также на способах выполнения муниципалитетами республики требований вступившего в силу с 1 января этого года Федерального закона «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».

Помимо этих методов, в качестве дополнительных применялись методы коллективной дискуссии и индивидуального консультирования. В ходе коллективных дискуссий обсуждались, в частности, приоритетные направления деятельности созданного за несколько дней до начала обучающего курса Совета муниципальных образований Республики Ингушетия (руководители данной ассоциации муниципалитетов были избраны из числа участников обучающего курса).

Участниками мероприятия в ходе дискуссий были выявлены следующие проблемы:

  1. Отсутствие качественных (а чаще – вообще каких бы то ни было) модельных нормативных документов по вопросам деятельности органов местного самоуправления. Так, в ходе обучающего курса была высказана потребность рассмотреть модельный акт о порядке разработки и принятия нормативных актов муниципального образования. В качестве модельного акта участникам было предложено с комментариями Положение о муниципальных правовых актах в Володарском муниципальном районе (Нижегородская область). Указанный документ был предоставлен участникам в электронном формате и оперативно размещен на нашем сайте.
  2. Низкая активность республиканских органов исполнительной власти во взаимодействии с главами муниципальных образований и представительными органами местного самоуправления (взаимодействие подразделениями Правительства РИ осуществляется главным образом с главами администраций муниципалитетов).
  3. Отсутствие систематического обучения для групп должностных лиц, состоящих из представителей одного муниципального образования. Другими словами, необходимо расширение круга обучаемых по методике, отработанной в ходе данной программы.

Эффективность семинара сами участники оценили, заполнив анкету оценки 29.04.2010г. Работа ведущего была оценена средним баллом 6,7 из 7 возможных, актуальность с точки зрения применения на практике – 6,4 балла. В итоговых анкетах участники обучающего курса сформулировали следующие предложения и выводы: «Считаю, что необходимо почаще проводить такие семинары, а также, чтобы одни и те же участники семинара присутствовали на всех семинарах»; «Увеличить время проведения семинаров до 4 – 5 дней»; «Хотелось бы понять, как более полно реализовать возможности муниципального образования при работе с организациями, находящимися на территории МО независимо от форм собственности»; «Надо действовать самостоятельно, «сверху» поддержки ждать не стоит»; «Провести как можно больше часов (72 часа) и получить документ, подтверждающий обучение»; «Необходимо охватить обучением как можно больший слой муниципальных служащих»; «Нельзя останавливаться!»; «Работа в группах с обязательным участием ведущего – это очень интересно!»; «На следующем семинаре хотелось бы узнать о разработке целевых программ в Республике Ингушетия».