Обучающий курс «Местное самоуправление как форма реализации населением своей власти. Решение вопросов местного значения как основная функция муниципальной власти»

(с. Армхи, Республика Ингушетия, 15-19.12.2009г.)

Обучающий курс был организован Ингушским республиканским отделением Общероссийской общественной организации «Российский Красный крест» при экспертной поддержке КРОО «Южный региональный ресурсный центр».

Профессор, д.п.н. Савва М.В. о нормативной базе МСУГлавная проблема, которая решалась обучающим курсом, состоит в низком уровне подготовки представителей вновь избранной муниципальной власти. В октябре 2009 года состоятся первые выборы органов местного самоуправления в Ингушетии. У депутатов нет опыта деятельности в качестве представителей органов местного самоуправления, поскольку в РИ депутаты муниципального уровня избраны впервые. Они не осведомлены о требованиях федерального законодательства, не владеют эффективными методами взаимодействия с гражданским обществом, используемых в других регионах России. В муниципалитетах отсутствуют нормативные документы, определяющие различные процедуры взаимодействия с населением. Недостаточный опыт в решении проблем взаимодействия муниципальной власти и граждан имеют также исполнительные органы местного самоуправления и некоммерческие организации Ингушетии.

 

Обучение в ходе обучающего курса прошли представители избранных в октябре 2009г. представительных органов местного самоуправления, некоммерческих организаций, сотрудники исполнительных органов местного самоуправления, всего 28 человек, в том числе:

 

  • представители некоммерческих организаций – 5 человек;
  • заместители председателя городских/районных советов депутатов – 7;
  • заместители руководителей городских/районных администраций – 6;
  • главы администраций поселений – 7;
  • председатель комиссии представительного органа МСУ – 1;
  • главный специалист Правительства РИ – 1;
  • юрист районного совета народных депутатов – 1.

Работа в группах

Перед началом занятий 15.12.2009г. все участники прошли письменное тестирование по теме «Местное самоуправление» (10 вопросов с вариантами ответов). Всего получено 42% правильных ответов, что с учетом невысокой сложности теста нужно оценить как низкий показатель. После окончания занятий 19.12.2009г. все участники прошли тестирование по тому же тесту, при этом правильных ответов было 68%.

Для проведения обучающего курса был использован комбинированный метод: передача новой информации посредством электронных презентаций и работа в группах (анализ нормативных документов, определяющих порядок участия граждан в осуществлении местного самоуправления; документов, определяющих порядок решения вопросов местного значения; муниципальных целевых программ; разработка плана диалогов органов местной власти и структур гражданского общества; выявление специфики деятельности органов местного самоуправления). Помимо этого, применялись методы коллективной дискуссии и индивидуального консультирования.

Несколько участников продемонстрировали крайне низкую мотивацию к какому-либо обучению и уехали под различными предлогами. Нецелесообразно приглашать их в дальнейшем для участия в каких-либо обучающих мероприятиях, поскольку это приводит к неоправданным затратам (на их участие расходуются средства, например, на оплату проживания и питания).
Участниками мероприятия были выявлены проблемы:

  1. Отсутствие систематического обучения должностных лиц республиканского и муниципального уровней, например, посредством республиканской программы по развитию местного самоуправления, повышению уровня профессиональной подготовки представителей органов муниципальной и государственной власти республики.
  2. Отсутствие координации деятельности муниципальных образований, например, в форме Совета муниципальных образований республики, который выполнял бы функции по координации и повышению квалификации муниципальных служащих, их информированию.
  3. Отсутствие обучающих программ для представителей республиканской и муниципальной власти.
  4. Крайне низкий уровень осведомленности о местном самоуправлении  (законодательство, практики работы, система взаимодействия) как избранных в октябре 2009г. депутатов МСУ, так и населения.

В ходе мероприятия его участники сформулировали ряд предложений, направленных на повышение эффективности местного самоуправления:

  1. Разработать и начать реализацию республиканской целевой программы развития местного самоуправления. Такая программа в республике, где местного самоуправления не было с советских времен, необходима, а затраты на ее реализацию окупятся повышением эффективности муниципального управления. Важнейшими составными частями такой программы могут быть: а) повышение квалификации депутатов представительных органов местного самоуправления, сотрудников местных администраций и специалистов республиканских органов государственной власти. Необходимо массовое повышение квалификации с использованием краткосрочных активных форм обучения, в том числе в области взаимодействия граждан и власти. Такое обучение должно не только повысить эффективность управления, но и выявить мотивацию участников на решение проблем населения и повысить уровень мотивации; б) содействие со стороны республиканской власти в создании республиканской ассоциации муниципальных образований; в) разработка модельных нормативных документов для органов местного самоуправления с учетом особенностей Республики Ингушетия (к таким особенностям относится, например, активность форм непосредственной демократии).
  2. Провести массовый социологический опрос, направленный на объективное выявление ожиданий населения по отношению к местному самоуправлению. Информировать депутатов и глав муниципальных образований о результатах исследования.
  3. Подготовить доступные методические материалы для обучения депутатов и сотрудников администраций муниципальных образований, как очного, так и дистанционного.
  4. Принять нормативный документ о проведении публичных слушаний республиканского уровня и организовать их проведение, поскольку отсутствие публичных слушаний по полномочиям республиканской власти оказывает деморализующее влияние на муниципалитеты.
  5. Создать Ассоциацию муниципальных образований Республики Ингушетия для координации деятельности, обмена опытом и методическими материалами по решению вопросов местного значения.
  6. Провести в 2010г. республиканскую конференцию «Проблемы и перспективы развития местного самоуправления в РИ» с участием представителей всех муниципальных образований и экспертов. Это мероприятие позволит детализировать проблемы развития местного самоуправления, наметить пути их решения, осуществить обратную связь республиканской и местной власти и учредить на конференции Ассоциацию муниципальных образований республики.
  7. Учредить и провести конкурс «Самое эффективное муниципальное образование РИ» для выявления тех муниципалитетов, которые наиболее эффективно используют все имеющиеся ресурсы, в том числе неденежные (например, потенциал граждан для решения общих проблем). В конкурсе может быть выделено несколько номинаций, например, на лучший муниципальный нормативный акт, и т.д.
  8. Создать на официальном республиканском сайте (сайт правительства РИ) страницы всех муниципальных образований республики для выполнения требований Федерального закона №8 от 9.02.2009г. «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», вступающего в силу с 1.01.2010г.

Обсуждение проблем МСУЭффективность семинара сами участники оценили, заполнив анкету оценки 19.12.2009г. Работа ведущих была оценена средним баллом 6,8 из 7 возможных, актуальность с точки зрения применения на практике – 6,7 балла. В этой анкете участники высказали свои пожелания о темах следующих семинаров: процедуры принятия нормативных актов; социальное партнерство (взаимодействие в системе «власть – общество – бизнес»); особенности местного самоуправления в поселениях (муниципальных образованиях) с численностью населения менее 100 человек; порядок передачи государственного имущества в муниципальную собственность; бюджетный процесс; полномочия органов бюджетного контроля.