Методика общественной экспертизы нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Республики Ингушетия (РИ) в рамках проекта «Общественная экспертиза в Республике Ингушетия: массовое внедрение»

Методика общественной экспертизы нормативно-правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления Республики Ингушетия (РИ) в рамках проекта «Общественная экспертиза в Республике Ингушетия: массовое внедрение»

 

Методика экспертизы 1. Основания проведения экспертизы 1.1. Методика экспертизы разработана с учетом норм Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ», Федерального закона «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», Закона Республики Ингушетия «Об общественном экологическом контроле», статьи 41.1 «Общественный земельный контроль» Закона Республики Ингушетия «О регулировании земельных отношений», требований Постановления Правительства РФ от 26.02.2010 N 96 (ред. от 18.07.2015) «Об антикоррупционной экспертизе нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов» (вместе с «Правилами проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов», «Методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов»). 1.2. Настоящая методика может применяться для проведения общественной экспертизы законов Республики Ингушетия, а также нормативно-правовых актов Главы РИ, Правительства и министерств РИ, органов местного самоуправления на территории РИ. При необходимости провести общественную экспертизу нормативно-правовых актов (НПА) федеральных органов государственной власти данная методика также может использоваться. Методика не может применяться для экспертизы распорядительных документов, то есть документов, в которых фиксируется решение административных и организационных вопросов деятельности организаций (документы о назначении на должность и об увольнении сотрудников и другие подобные). 1.3. Перед проведением общественной экспертизы эксперт/члены экспертной группы должны изучить документы, названные в п. 1.1. 2. Проведение экспертизы 2.1. Предлагаемые ниже в таблице перечни вопросов экспертизы являются примерными. Экспертные группы/эксперты могут включать в таблицу дополнительные вопросы, исходя из своего знания проблемы, на решение которой направлен нормативно-правовой акт. Некоторые приведенные в таблице вопросы экспертизы могут не использоваться в том случае, если они не относятся к объекту экспертизы. Поскольку проводимая в рамках проекта общественная экспертиза является учебной, перечень вопросов является максимально широким. Это сделано для того, чтобы продемонстрировать весь спектр содержательных аспектов экспертизы. 2.2. Экспертные группы составляют на основе предложенного ниже перечня вопросов полный перечень, затем дают на эти вопросы развернутые обоснованные ответы и готовят проект экспертного заключения в форме таблицы (таблица приведена ниже). 2.3. Обязательно заполнение каждого пункта табличной формы: «Ответ на вопрос экспертизы»; «Текст нормативно-правового акта, подтверждающий ответы «да» или «частично» на вопрос»; «Предложение по изменению/дополнению текста нормативно-правового акта». Если вопрос не относится к объекту экспертизы, он исключается из перечня. 2.4. Чрезвычайно важно правильно сформулировать предложения по изменению или дополнению текста нормативно-правового акта. Эти предложения (столбец № 4) необходимо формулировать как часть текста нормативно-правового акта (цитату), а не как пожелание. Нельзя написать в экспертном заключении «необходимо конкретизировать…». Нужно указать, как именно конкретизировать, то есть предложить текст, который можно непосредственно включить в документ. 2.5. Проект экспертного заключения руководитель экспертной предоставляет электронной почтой куратору соответствующей группы (эксперту проекта «Общественная экспертиза в Республике Ингушетия: массовое внедрение»). Эксперт делает при необходимости предложения по изменению или дополнению текста проекта заключения и направляет эти предложения руководителю экспертной группы. Группа рассматривает эти предложения и дорабатывает проект экспертного заключения. Доработанный проект текста руководитель группы направляет электронной почтой куратору группы (эксперту). Эксперт, если не требуются дополнительные предложения по доработке, окончательно одобряет проект экспертного заключения и информирует об этом руководителя группы электронным письмом. 3. Представление экспертного заключения 3.1. В соответствие со ст. 9 и 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ» решение о проведении общественной экспертизы должен принять общественный совет при органе власти, либо общественная палата любого уровня. Следовательно, экспертная группа может инициировать решение о проведении общественной экспертизы на заседании совета/палаты. Решение инициировать рассмотрение вопроса об экспертизе на заседании субъекта общественной экспертизы группа принимает только по согласованию с руководителем проекта «Общественная экспертиза в Республике Ингушетия: массовое внедрение». 3.2. В случае принятия группой решения об инициировании общественной экспертизы субъектом общественной экспертизы и согласования этого решения с руководителем проекта «Общественная экспертиза в Республике Ингушетия: массовое внедрение» члены экспертной группы обращаются к руководителю общественной палаты, общественного совета (руководителю субъекта общественной экспертизы) с мотивированным предложением провести общественную экспертизу выбранного документа. В случае согласия субъект общественной экспертизы принимает решение о проведении экспертизы. После принятия такого решения руководитель экспертной группы официально направляет итоговый документ экспертизы субъекту общественной экспертизы с сопроводительным письмом. Сопроводительное письмо должно содержать ссылку на решение общественного совета/палаты о проведении общественной экспертизы, а также на ст. 22 Федерального закона «Об основах общественного контроля в РФ», определяющую порядок проведения общественной экспертизы. 3.3. Экспертное заключение (итоговый документ) представляет собой заполненную таблицу (форма дана ниже), озаглавленную «Итоговый документ общественной экспертизы… [далее название нормативно-правового акта, который экспертируется]», подписанную лицами, проводившими экспертизу, и датированную.